Образовательный процесс

  В Государственном учреждении образования «Солигорский районный центр коррекционно-развивающего обучения и реабилитации» (далее – Центр) получают образование лица с тяжёлыми, множественными нарушениями в физическом и (или) психическом развитии. Вопросы организации образовательного процесса в Центре регулируются в соответствии с Кодексом Республики Беларусь об образовании.

  Зачисление обучающихся в класс, группу Центра принимаются на основании следующих документов:

заявления законного представителя воспитанника;

медицинской справки о состоянии здоровья;

заключения психолого-медико-педагогической комиссии ЦКРОиР.

  Организация образовательного процесса в Центре организуется в режиме 5-дневной рабочей недели, время пребывания обучающихся определяется учредителем Центра в соответствии с запросами законных представителей воспитанников и может составлять от 6 до 8 часов, 9-10,5 часов, 12 часов; в исключительных случаях по решению учредителя время пребывания обучающихся в Центре может составлять 24 часа.

Образовательный процесс в ЦКРОиР при реализации образовательной программы специального образования на уровне дошкольного образования для лиц с интеллектуальной недостаточностью осуществляют учитель-дефектолог (олигофренопедагог), и воспитатель в соответствии с учебным планом Центра для воспитанников с тяжёлыми, множественными нарушениями в физическом и (или) психическом развитии. Организацию образовательного процесса учебных занятий в группе проводят: учитель-дефектолог – по образовательным областям «Коммуникация», «Сенсорная стимуляция», «Предметная деятельность», «Игра»; воспитатель – по образовательным областям «Самообслуживание», «Я и мир», «Изобразительная деятельность». Учебные занятия по образовательным областям «Музыкально-ритмические занятия», «Адаптивная физкультура» проводятся музыкальным руководителем, руководителем физического воспитания с группой воспитанников.

  В целях достижения максимальной индивидуализации и коррекционной направленности образовательного процесса наряду с музыкальным руководителем, руководителем физического воспитания в занятие включается и воспитатель. Коррекционные занятия с воспитанниками проводятся учителем-дефектологом как индивидуально, так и во время выполнения воспитанниками деятельности, предусмотренной режимом дня, а также на музыкальных занятиях и занятиях по адаптивной физкультуре.

  В первый класс Центра принимаются дети, которым на 1 сентября исполнилось 8 лет, в исключительных случаях дети старше 8 лет, которые ранее нигде не обучались; в случае, если невозможно укомплектовать класс учащимися одного года обучения, допускается включение в состав объединённого класса учащихся I-V классов или учащихся V-IX классов. Общая численность учащихся в таком классе не должна превышать 6 человек, при этом объём учебных часов устанавливается по наибольшему объёму часов, предусмотренных учебным планом, который реализуется в классе. Образовательный процесс в Центре организуется по учебным годам, которые делятся на четверти; продолжительность учебного года – с 1 сентября по 1 июня; организация образовательного процесса по четвертям определяется ежегодно в соответствии с нормативными документами. Коррекционные занятия по учебному плану Центра для учащихся с тяжёлыми, множественными нарушениями в физическом и (или) психическом развитии проводит учитель (олигофренопедагог) с группой учащихся или индивидуально по отдельному расписанию. Для проведения коррекционных занятий класс может делиться на группы с учётом возраста учащихся, характера и степени тяжести имеющихся физических и (или) психических нарушений при наполняемости класса не менее 4 учащихся.

  Количество часов, отводимых на проведение коррекционных занятий, может перераспределяться в зависимости от индивидуально-типологических особенностей учащихся, их возраста и состава коррекционных занятий, которые определены в учебном плане Центра для учащихся с тяжёлыми, множественными нарушениями в физическом и (или) психическом развитии; решение о перераспределении часов, отводимых на проведение коррекционных занятий, принимается педагогическим советом Центра. Для проведения музыкально-ритмических занятий с воспитанниками и учащимися в Центре возможно использование аккомпаниаторских часов (100 % учебного времени).

  Положительно следует отметить, что в Центре для обучающихся организуются одновозрастные или разновозрастные объединения по интересам, исходя из их возможностей, желаний и состояния здоровья.

  Для обучающихся, которые переводятся с условий получения специального образования на дому на обучение в Центре, или для которых впервые организуется образовательный процесс в условиях Центра, по решению психолого-медико-педагогической комиссии предусматривается период адаптации от 1 до 3 месяцев, который позволяет минимизировать страх, напряжение и психологический дискомфорт у лиц с тяжёлыми, множественными нарушениями в физическом и (или) психическом развитии и постепенно подготовить их к обучению в новом коллективе сверстников и взрослых.

  Режим пребывания обучающихся на период адаптации определяется уставом учреждения специального образования и согласуется с законным представителем. Содержание обучения и перечень мероприятий на период адаптации определяются индивидуальной программой, которая разрабатывается и утверждается руководителем Центра.

  Срок получения образования в Центре составляет 10 лет; выпускник Центра, закончивший обучение, получает свидетельство о специальном образовании.