Инновационная деятельность

Педагогические проекты

Педагогический проект областного уровня

Тема "Формирование инклюзивной культуры учащихся посредством включения в волонтерскую деятельность в системе взаимодействия учреждений образования и детских, молодёжных общественных объединений и центра коррекционно-развивающего обучения и реабилитации". Срок реализации проекта 2023–2026 годы.

Педагогические проекты районного уровня

Тема: "Стимуляция познавательной активности у обучающихся с тяжелыми и множественными нарушениями развития посредством использования нетрадиционных методов и приемов». Срок реализации проекта 2022–2025 годы.

Тема: "Использование средств альтернативной коммуникации с целью социально-коммуникативной реабилитации и абилитации детей с тяжелыми и множественными нарушениями развития".Срок реализации проекта 2022–2025 годы.

Инновационный проект «Внедрение модели формирования и развития коммуникативной компетентности обучающихся в системе взаимодействия учреждений образования и детских, молодёжных общественных объединений»

Инновационный проект «Внедрение модели формирования и развития коммуникативной компетентности обучающихся в системе взаимодействия учреждений образования и детских, молодёжных общественных объединений».

Сроки реализации: 2020– 2023 годы.


Руководитель учреждения образования:
Альховик Жанна Федоровна, директор государственного учреждения образования «Солигорский районный ЦКРОиР».

Координатор инновационного проекта:

Башура Ольга Александровна, заместитель директора по основной деятельности

Консультанты проекта:
Минова Марина Евгеньевна,
заместитель декана факультета профессионального развития специалистов образования
государственного учреждения образования «Академия последипломного образования»,
Михалевич Елена Францевна,
начальник управления социальной и воспитательной работы
государственного учреждения образования «Академия последипломного образования».

Толерантность. Инновации. Сотрудничество

Формирование и развитие коммуникативной компетентности обучающихся в системе взаимодействия учреждений образования, детских и молодёжных общественных объединений

Одной из проблем в процессе организации инклюзивного образования является то, что между детьми с особенностями психофизического развития (ОПФР) и обычными детьми достаточно трудно и медленно выстраиваются контакты. Возникают препятствия социального характера, заключающиеся в установках, стереотипах и предрассудках, в том числе в неготовности или отказе родителей, имеющих детей с особенностями и родителей здоровых детей принять новые принципы образования.

Эффективная реализация включения особого ребенка в среду общеобразовательного учреждения зависит от отношения родителей обеих категорий учащихся (с ОПФР и нормотипичных) к данной форме обучения. Важно отметить, что взаимодействие нормально развивающихся сверстников и детей с ОПФР являются одним из ресурсов для воспитания.

С сентября 2020 г. в Солигорском районном центре коррекционно-развивающего обучения и реабилитации (далее – ЦКРОиР) реализуется инновационный проект «Внедрение модели формирования и развития коммуникативной компетентности обучающихся в системе взаимодействия учреждений образования, детских и молодёжных общественных объединений» (2020–2023). В ходе проекта осуществляется подготовка потенциальных учащихся-волонтеров, которые смогут формировать инклюзивное сознание у участников образовательного процесса общеобразовательных учреждений, осуществляется взаимодействие в творческой деятельности между детьми с ОПФР (в частности с детьми с тяжелыми и (или) множественными нарушениями в физическом и (или) психическом развитии) с нормально развивающимися сверстниками.

В ЦКРОиР внедряется и адаптируется комплекс мероприятий  в рамках модели развития коммуникативной компетентности обучающихся в системе взаимодействия учреждений образования и детских, молодёжных общественных объединений.     В рамках инклюзивного проекта апробируется принцип «равный обучает равного», который  обеспечивает передачу и расширение социально значимой информации через доверительное общение на равных со сверстниками. Взаимодействие учащихся-волонтеров и учащихся ЦКРОиР с использованием данного подхода проходит в виде совместных театральных постановок, бесед, спортивных мероприятий и имеет положительные результаты. Совместно со специалистами и педагогами ЦКРОиР  работают  волонтеры Белорусского Красного Креста, учащиеся гимназии №2 г. Солигорска», организация деятельности волонтерского объединения  средней школы № 10 г. Солигорска. Педагоги ЦКРОиР, работающие в рамках проекта, осуществляют конструктивное взаимодействие с детскими и молодежными общественными объединениями, волонтерскими структурами обучающихся, направленное на формирование единой воспитательной стратегии, ориентированной на развитие коммуникативной компетентности личности. Оказывается педагогическая поддержка, информационно-идеологическая, организационная, консультационная,  методическая помощь,  налажены эффективная коммуникация, диалог и сотрудничество.

Внедрение и использование программы по подготовке волонтеров среди учащихся в системе взаимодействия учреждений образования, детских и молодежных общественных объединений с использованием подхода «Равный обучает равного» на протяжении реализации проекта проводилось педагогами, участниками проекта, с учащимися-волонтерами в процессе тренингов по тимбилдингу, коммуникации, по решению кейсов на волонтерскую тематику. С целью реализации данного подхода на практике педагогами ЦКРОиР осуществлены методические разработки интерактивных занятий, игр, коллективных творческих дел, театральных постановок, спортивных мероприятий, праздников с учетом работы с разными категориями учащихся. Данные материалы успешно реализованы на практике в результате проведения совместных мероприятий с волонтерами и учащимися ЦКРОиР. Специальная подготовка участников добровольческой деятельности может осуществляться как до включения их в деятельность, так и в период активного участия в деятельности. Участвуя в волонтёрской деятельности, подростки учатся ставить цели, продумывать пути их достижения, оценивать результат и находить эффективные способы решения проблемы. Одним из важных направлений волонтёрства является наставничество: помощь в адаптации нуждающимся детям-инвалидам. Это способствует укреплению связей внутри коллектива, при общении исчезают барьеры и неуверенность, результат у подопечных заставляет откликаться эмоционально и стремиться повторить эти ситуации взаимного удовлетворения от общения. Воспитанникам центра важно дать возможность реализовать заложенный потенциал, дать возможность социальной адаптации.

 Итогом данной деятельности стало участие команды педагогов ЦКРОиР по реализации проекта, организаторов волонтерского движения, обучающихся воскресной школы при кафедральном соборе Рождества Христова в г. Солигорска, ГУО «Солигорский  районный ЦКРОиР», воспитанники ГУ «Солигорский ТЦСОН» в традиционном спортивном мероприятии «Мы вместе - это сила». В рамках инновационного проекта данное мероприятие ежегодно проводится на базе ГУ «Физкультурно оздоровительный клуб г. Солигорска» и освещено в районных СМИ (ноябрь 2022, https://www.stc-tv.by/sport/108090-sportivnyy-prazdnik-v-fok-soligorska/). А также, с использованием подхода «Равный обучает равного» в практику вошли подготовка и проведение совместных мероприятий в ЦКРОиР с волонтерами (праздник ко Дню защитника Отечества, спортивный праздник «Зимние забавы», январь - февраль 2023, https://ckroir.edus.by/об-учреждении/новости/документ-14863.html ).

Творческая группа педагогов ЦКРОиР совместно педагогическим коллективом  ГУО «Гимназия №1 г. Солигорска» обеспечила  функционирование волонтерских объединений по различным направлениям деятельности (театральная, хореографическая) по формированию и развитию коммуникативной компетентности  учащихся в рамках районного конкурса по инклюзивной деятельности «Театр для всех» целью которой являлось включение детей-инвалидов в среду здоровых сверстников, воспитание толерантного отношения в рамках инклюзивной деятельности. Также в 2022-2023 учебном году сотрудничество в рамках театральной деятельности осуществлялось с молодыми инвалидами (бывшими выпускниками), посещающие ГУ «Территориальный центр социального обслуживания населения», в котором педагоги ЦКРОиР, с учетом особенностей детей педагогами разработаны сценарии и осуществлена постановка спектакля.

 Совместно с волонтерским движением ГУО «Гимназия №1 г. Солигорска» учащиеся центра приняли участие во втором этапе областного конкурса «Вясёлкавы карагод» (январь - апрель 2022). В процессе подготовки к конкурсу педагогами центра проведена работа по налаживанию эффективного взаимодействия нормотипичных детей и детей с особенностями в ходе постановке хореографического номера. Ребята волонтеры в танце учились с помощью педагогов сопровождать, направлять, а также учитывать индивидуальные особенности партнеров.

С целью формирования и развития коммуникативной компетентности обучающихся, формирования инклюзивной культуры в современном обществе, а также с целью активизации взаимодействия детей с ОПФР со сверстниками, развития творческих способностей учащихся и воспитанников учреждений образования Солигорского района проведены масштабные районные мероприятия, посвященные Международному дню инвалида: «Праздник дружбы», фестиваль «Дружба» в рамках акции «Наши дети» (декабрь 2021, 2022), где приняло участие 13 учреждений образования Солигорского района. В рамках данных мероприятий были созданы благоприятные условия для включения детей с ОПФР в среду сверстников, раскрывались творческие способности детей, внедрялись идеи инклюзии в родительское сообщество. (https://vk.com/wall-18533504_69181, https://youtu.be/Vlff5HOTk9Y, http://shahter.by/soligorsk/nastoyashhij-prazdnik-detstva-festival-druzhby-proshel-v-soligorske/).

С целью развития инклюзивных процессов в Солигорском районе проводилась Недели толерантности (ноябрь 2021, ноябрь 2022). В рамках Недели толерантности с целью развития толерантного сознания у учащихся и воспитанников, формирования умений позитивно взаимодействовать в инклюзивном пространстве была проведена акция «Эмблема толерантности» «Специальный репортаж»,  среди учреждений общего среднего образования, дошкольного образования Солигорского района. Учащиеся и воспитанники совместно с педагогами разрабатывали эмблему толерантности, создавали видеорепортаж, освещаю проблемы толерантного отношения в обществе. В акции приняло участие 10 учреждение дошкольного образования и 9 учреждений общего среднего образования Солигорского района (http://shahter.by/obshchestvo/tolerantno-otnositsya-k-drugim-i-byt-dobree-chto-usvoili-uchashhiesya-uchrezhdenij-obrazovaniya-soligorshhiny-za-nedelyu-tolerantnosti/ \).

В рамках данного этапа реализации инновационного проекта проводилась работа по расширению сети партнёрских контактов с государственными учреждениями, детскими и молодежными общественными объединениями в рамках инновационной деятельности в Солигорском районе. Функционирование волонтерского объединения апробировано в государственном учреждении образования «Солигорская детская музыкальная школа искусств». Волонтеры учреждения образования ежегодно проводят концерт для обучающихся ЦКРОиР. Данные мероприятия освещены на сайте учреждения образования, в местных средствах массовой информации (http://ckroir.edusoligorsk.by/novosti/227-kontsert-zimnee-nastroenie.html, https://vk.com/sol.shahter?w=wall-80179228_31155 )

Налаживалось взаимодействие с ГУ «Дворец культуры г. Солигорска» в совместной работе хореографического коллектива и педагогов и учащихся ЦКРОиР. Ребята выступили на областном инклюзивном фестивале «Зажги свою звезду» в г. Держинске (декабрь 2022,  https://mlyn.by/15122022/inklyuzivnyj-oblastnoj-festival-zazhgi-svoyu-zvezdu-nachalsya-v-dzerzhinske/ ). Православное молодежное братство Святых Петра и Февронии при Кафедральном соборе Христорождественского храма г. Солигорска, результатом является проведение просветительских чтений, благотворительных акций, праздников, литургий в храме для родителей и детей, которые обучаются в ЦКРОиР.

Участвуя в волонтёрской деятельности, подростки учатся ставить цели, продумывать пути их достижения, оценивать результат и находить эффективные способы решения проблемы. Одним из важных направлений волонтёрства является наставничество: помощь в адаптации нуждающимся детям-инвалидам. Это способствует укреплению связей внутри коллектива, при общении исчезают барьеры и неуверенность, результат у подопечных заставляет откликаться эмоционально и стремиться повторить эти ситуации взаимного удовлетворения от общения. Воспитанникам ЦКРОиР важно дать возможность реализовать заложенный потенциал, дать возможность социальной адаптации.

Для осуществления качественного анализа и положительной динамики в инновационной деятельности педагогов проводился рефлексивный цикл:

- самооценка способности педагога в инновационной деятельности;

- отношение к затруднениям и проблемам;

- повышение уровня креативности и творчества.

Реализация инновационного проекта содействовала:

- практическому решению проблем формирования нравственных ценностных ориентаций;

- повышению педагогической компетентности;

- мотивационно-творческой направленности личности;

- способности к сотрудничеству и взаимопомощи, развитию коммуникативных умений, критичности суждений;

- установлению взаимодействия всех участников инновационной деятельности: педагогов, учащихся, партнеров проекта.

При реализации данного инновационного проекта за период 2020-2023 год в Солигорском районе создана социально-воспитательная среда в системе взаимодействия учреждений образования и детских, молодёжных объединений, которая способствует формированию и развитию коммуникативной компетентности обучающихся, осуществлению успешного процесса формирования и развития коммуникативной компетентности обучающихся в системе взаимодействия учреждений образования и детских, молодёжных общественных объединений.

Реализована система методов и форм, конкретных воспитательных мероприятий, направленных на формирование и развитие коммуникативной компетентности обучающихся в системе взаимодействия учреждений образования и детских, молодёжных общественных объединений.

Апробирована и внедрена система эффективного взаимодействия педагогов учреждений образования и учащихся – членов детских и молодежных общественных объединений, которая обеспечила формирование и развитие коммуникативной компетентности обучающихся.

Реализация инновационного проекта содействовала:

- практическому решению проблем формирования и развития коммуникативной компетентности обучающихся;

- внедрению эффективных методов, форм, технологий в работу педагогов с обучающимися, реализацию приоритетных направлений государственной молодежной политики в учреждениях образования, взаимодействия с детскими и молодежными общественными объединениями;

- воспитанию нравственной, активной, творческой, успешной личности  обучающегося, обладающей коммуникативной компетентностью, инклюзивной культурой;

- повышению уровня удовлетворенности учащихся, педагогов и родителей качеством образовательной и социально-воспитательной среды, направленной на формирование и развитие коммуникативной компетентности обучающихся в системе взаимодействия учреждений образования и детских, молодёжных общественных объединений.

Работа по осуществлению инновационной деятельности  способствовала: развитию профессиональной компетентности педагогов в процессе проектирования педагогической деятельности по внедрение модели формирования и развития коммуникативной компетентности обучающихся в системе взаимодействия учреждений образования, детских и молодёжных общественных объединений.